В этом году пять лет с запуска обязательной маркировки кодами Data Matrix упаковок лекарств для учёта в системе мониторинга их движения (ГИС МДЛП), два года – со старта маркировки упаковок биологически активных добавок для производителей и импортёров. С 1 сентября 2025 года все участники оборота обязаны передавать в систему маркировки товаров (ГИС МТ) сведения о поэкземплярном учёте БАД. Помимо маркировки этих категорий продукции фармацевтическая компания «ВЕРТЕКС» с мая по октябрь 2025 года поэтапно внедряет маркировку упаковок косметических средств. Для реализации задачи специалисты ИТ-департамента производителя создали собственный программно-аппаратный комплекс для применения различных способов нанесения кодов.
К сентябрю 2025 года «ВЕРТЕКС» промаркировал свыше 569 млн упаковок лекарств, более 460 тыс. биологически активных добавок и около 404 тыс. косметических средств.
С 2025 года реализация проекта маркировки косметики для производителей и импортёров в России проходит в три этапа. Первый стартовал с 1 мая, второй – с 1 июля, очередь третьего – с 1 октября. Каждый из них включает определённый пул позиций продукции ассортиментного портфеля компании «ВЕРТЕКС»: моющие средства, продукцию для волос, зубные пасты и др. В итоге маркировкой будет охвачена вся косметическая продукция производителя.
Эта товарная категория предполагает вариативность нанесения маркировки на разные форм-факторы упаковки – пачки, тубы, флаконы и др. В то время как при маркировке лекарств и БАД компания использует однотипный способ нанесения кодов на картонную упаковку. Поэтому для маркировки косметики был создан собственный программно-аппаратный комплекс с применением различных технологий: использование стикеров с кодами Data Matrix, расположение их изображений в местах контроля первого вскрытия упаковок, прямая печать кодов на этикетках продуктов. Основные причины создания собственного решения - гибкость, унификация бизнес-процессов и возможность выполнять маркировку на различных видах и материалах упаковки. На реализацию проекта ушло более года с учётом периода участия компании в пилотном проекте маркировки косметики в РФ.
Также были приобретены линии для нанесения кодов Data Matrix на картонные пачки косметических средств. Кроме того, сотрудники департамента информационных технологий активно прорабатывают возможность нанесения маркировки с помощью лазера.
«С развитием маркетплейсов, интернет-аптек и продаж как офлайн, так и онлайн людям важно быть уверенными в подлинности любой продукции – будь то лекарства, БАД или косметика, – комментирует генеральный директор фармацевтической компании «ВЕРТЕКС» Георгий Побелянский. – Это одна из целей создания государственных информационных систем мониторинга движения лекарственных средств и оборота товаров. А участники товаропроводящей цепи смогут отслеживать перемещение продукции и использовать данные в аналитике и при планировании производства».
Справочно
«ВЕРТЕКС» зарегистрирован в системе мониторинга движения лекарств с 2017 года. На подготовку и запуск проекта ушло более двух с половиной лет и около 400 млн рублей инвестиций. Основные средства были направлены на оборудование для нанесения и верификации цифровых кодов, ИТ-инфраструктуру. Тестовые отгрузки препаратов с кодами Data Matrix и передачу данных в ГИС МДЛП компания начала в конце 2019 года.
После старта обязательной маркировки лекарств в 2020 году в 2023 году в РФ запустили маркировку БАД для производителей и импортёров, с 2025 г. – для них же маркировку косметических средств.
С помощью двумерных матричных штрихкодов Data Matrix на упаковке продукции можно узнать данные о производителе, дате выпуска, сроке годности через приложение для смартфона «Честный Знак».
Фармацевтическая компания «ВЕРТЕКС»:
· Зарегистрирована в 1999 году в Санкт-Петербурге, в 2003 году получила первую производственную лицензию и начала выпуск продукции.
· В портфеле компании более 430 позиций продукции, из них свыше 300 позиций лекарств с учётом разных дозировок и фасовок. На них приходятся 90 % в общем объеме продаж компании. Остальной ассортимент – косметические средства, БАД.